темы сайта: правозащита, законотворчество, власть, политика, экономика,
самосознание и самоуправление, творчество, образование Код невидим.
рамблер1х1-822857-Top100 для nik-kozlov.narod.ru |
||||
|
Учитель и ученик Автор: Маленков С.К. |
|||
Проблемы Программного Обеспечения (ПО) Пульт
учителя (1) |
Смена языка Change language |
|||
в ожидании сообщника \ Бугринов \ Пекер
\ физика
кувалды \ первый пульт учителя \ юбилеи… Сейчас мои желания 25-летней (с 1968
г.) давности покажутся наивными. Возможности компьютерной автоматизации
рабочих мест преподавателей и учебных аудиторий резко выросли. Но в недавних
ещё совсем 80-х годах ХХ века, Всё, что я предлагал обзывали неуёмными и
бредовыми фантазиями. Мне очень не повезло в жизни на
окружение администраторов и сограждан, которые не хотели поддержать
мои идеи. Книги о героях древности и минувшей войны дают некоторые образцы.
Но на текущие дни они проецируются детским умом едва ли. То – уже было. Тогда
и так. А как сейчас-то быть? Тут моим образцом был мой отец, а не лётчик
Маресьев[3]. Он не
соглашался с тупостью и несправедливостью чинуш, с ложью газет и радио. Они
им противостоял, но не с топором или винтовкой. Он предлагал улучшения жизни.
И это трудно. Был избран в 48-м вождём профсоюза. Но низвергнут за
неудобность начальству… Ни один из моих товарищей детства не
стремился к геройству или новаторству. И это одиночество было тягостным. Ведь
опора нужна в разные моменты жизни. Если её ждать как условие своих атак, -
можно провести жизнь скучную и постыдную. Я слал свои предложения чиновникам
ещё настойчивее, чем отец. Однако, мои фантазии опирались в
последние два школьных года и потом и на другой вполне жизненный образец,
на поведение моего учителя физики в школе № 9 города Новомосковска – Козлова Николая Фёдоровича.
Хромающий человек с инвалидной тростью, с крупными чертами лица и крупной
челюстью, характерной некоторым полякам. Нестандартно ведущий уроки, с
необычными требованиями к ученикам. Нестандартно понимающий долг и
возможности педагога, что было поводом множеств административных конфликтов в
отношении его… А ведь его предложения
надо было конспектировать и внедрять! Это понял я, его ученик (сначала
сопротивлявшийся навалившимся от Козлова трудностям), но не понимали администрации Новомосковска. Кроме, может, одного человека,
незаметно-тихого поведения и иногда с хитроватой улыбкой. Директора школы № 9
Бугринова. Мои отношения с
ним, можно сказать, сложились на уровне дистанционного нейтралитета. Он был
ознакомлен с несколькими моими "закидонами" и
"фантазиями", освободил от каких-либо придирок и репрессий на
все годы обучения в школе № 9, тихо одобрял включением меня в
редколлегию стенной газеты и в школьный "актив", в участники
межшкольных олимпиад, в награждения грамотами[4]… Это ведь для
многих уже было много. почти подвиг. Но от личных бесед уклонялся… Мало ли,
что может потом наговорить с обиды пацан… А так – не говорили, и не
расскажет… Но на суд
администраций мои предложения на утверждения он не выносил. Видно, по опыту
зная их предсказуемый "неодобрямс" (а я ответы администраций не
скрывал) и возможный откат неприязни на школу… Моим благожелательным опекуном была, как я уже не раз рассказывал
(см., например, страницы о школе в повести "Уникум,
мечтавший о безработице") литератор и классный руководитель Пекер
Нелли Наумовна. Шли себе после уроков концерты,
"огоньки" с чаепитием и танцами, факультативные кружки… Без них мы
выросли бы намного худшими. Но чаепития в школе не решаю большинства
(внешних) проблем жизни. И к их решению с нашим классным руководителем мы не
принимались никогда. Так что Павки Корчагина в школе № 9 силами учителей
появиться не могло. Но вот пришёл физик Козлов, и школа загудела… Нет, он не вёл
факультативные занятия по физике. Он задумал в учебные часы физику показать
так, чтобы она запомнилась, притянула на всю жизнь!… Он ввёл
формулу: "физика не бывает для детей, домохозяек, для рабочих и для
учёных! Она бывает только физикой!" Говорят, это не его формула, он
её взял у "больших" физиков. Но мы услышали её от него, были
потрясены ею. Ведь тогда таковыми должны быть и ботаника, история, география,
математика, литература… Я опять
вернулся к своим предложениям о знаниях-кубиках, составляющих
профессию и личность[5]. Мы друг друга
поняли. Но до
составления профессий из кубиков было далеко, т.к. без участия
"больших" администраций и вписания этого в законы – всё оставалось
мечтой. А что было в
наших руках? А, например,
кувалда с зубилом! Хорошее приложение к физике! Нахохотавшись над этим, мы
согласились приходить после уроков на 2 часа – изучать и использовать это
явление: влияние простой кувалды на состояние физики в школе и в наших
головах. Мы долбили
стены на уровне карнизов для оконных штор. И сообща соорудили электроуправляемые
шторы в классе. Затем,
естественно, появился электроопускаемый на классную доску киноэкран. И дистанционно
управляемый кинопроектор. Затем вместо
доски появилась электровращаемая лента-"доска", где
помещались все записи урока, к которым можно возвращаться, не стирая
написанное и не вписывая заново ранее стёртое из-за нехватки места на простой
доске. Директор школы
Бугринов ни разу не пришёл на наши трудовые эксперименты до их окончания. Мы не знали ни
степень его участия в этом, ни причастность казны школы к огромным затратам
на класс. Родителям никогда не предлагалось помочь рублём или иным участием.
Чудо выросло само и было просто предъявлено. Так оно не вызывало вопросов, но
вызвало радость, удовольствие достижением чад. Каждое дополненное чудо изменяло вид учительского стола, у которого
появился щиток с кнопками и тумблерами управления. Это было первое
в Новомосковске место учителя с пультом[6]. А, может, и в
области, а то – в СССР!? В наших головах
это был особый пульт, хоть он и состоял из обычных частей. Он был у
единственного учителя, возник по его желанию, не был куплен, не был навязан[7]… И он был
практически не повторим[8]… Он управлял
"чудесами", сделанными нашими руками! Возник кабинет
преподавания физики, которого не было ни у одной другой школы города и
области![9]… Заходя в такой
кабинет, мы невольно ждали не только привычного (хоть и нового) рассказа у
доски, но и его сказочных элементов – движения доски, движения штор,
предвещавшего кино… А ведь
участвовали в этом человек 12-15 мальчишек преимущественного одного лишь
нашего класса "В", т.е. самого "неэлитного"[10], "нефизикабельного"… Между прочим,
денег на моторы, провода и экраны со шторами школе тогда не полагалось… И спустя 40 лет
таких чудес в смете школ нет даже в столице… Откуда их брал
наш Козлов? ?… И линолеум на доску? И новые шторы?… Что-то – из
знания что и где списывают (на свалку). Из умения уговорить отвезти не на
свалку, а в школу… А ведь что-то нам "списывали" на "шефскую
помощь"... И мы никогда не видели этих добрых шефов. Мы не знали,
чья у нас огромная кувалда? Её не было в инструментах школьных мастерских. И
ножовки были не из мастерских. И молотки. Отец сказал, что калёные белым
чугуном скарпели для пробивки стен могли сделать только в кузне РМЗ
химкомбината (я приносил ему показать). Наш сосед за стенкой был кузнецом
этой кузни. Но ему такой заказ не давали, а инструмент был обычен для РМЗ,
могли "списать" школе. Но их и обновляли, когда мы их
"добивали до смерти". В этих
отношениях страна могла делать больше чудес, чем могла спланировать Партия. И
даже вопреки её непланированию! Грохот и мусор
– пустяки по сравнению необходимостью всё отштукатурить и отбелить-покрасить…
На это у комиссий свои жёсткие требования. Потом –
экскурсии начальств…, участия в хвастовстве-конкурсах, в выставке творчества… Аплодисменты.
Грамоты. Даже медали… Желание
прославиться у начальства оказалось выше желания "размотать" физика
инспекциями. И Козлов отдал
им свою славу… Этому подвигу
исполнилось и 10, и 20, и 30, и 40 лет… И мой родной город это не отметил…
И министры образования, и историки – тоже… Боже вселюбящий и справедливейший,
всесильнейший! На всё воля твоя! Что ты делаешь со страной и людьми!? Зачем
это тебе? Почему твоя воля так зла и несимпатична мне? При чём тут ПО (программное
обеспечение), которому посвящена папка, раздел архива? А действительно!? Компьютеры в Новомосковске уже были! Был в нём даже
вычислительный центр и НИИ!. Но при чём тут школа, когда для неё и провода-то
были в диковинку!? Сестра моего школьного друга (Галя
Авдохина) выучилась после школы на программистку, работала в НИИ в соседнем
квартале… Но школьникам даже не рассказывали о компьютерах. Как Галя о них
узнала? Взрослые ещё в 1968 году думали, что
ЭВМ и программирование к школе не имеет никакого отношения. В 68-м даже сестра друга Галя Авдохина
(учась на программиста) уверяла меня, что программированием лучше не морочить
себе голову. В 1971 ЭВМ на тумблерах мне показали в
ВУЗе (МАТИ), но тоже считали, что к обучению в ВУЗе (более 1 лабораторного
занятия) это не имеет никакого значения… Как они ошибались! Уже через 15 лет я
ездил в командировки с личной ЭВМ.. в кармане!
А через 30 лет ещё более умные и мощные ЭВМ можно было купить в магазине
любому… А вот кинопроектор и электродвижимые
шторы в школьных кабинетах физики и через 30 лет ещё не появились… Ни в 70-х,
ни в 80-х, ни в 90-х, ни в начавшемся 21 веке… Так может, любая частичка прогресса
зависит не столь от развития техники, но в большей мере – от развития и
желания конкретных людей? Думаете это всё?… Нет! Это ведь только
начало описания старой и забытой эпопеи… Подвиг физика Козлова был повторён с
ещё большим размахом! Но об этом я расскажу в продолжении "Пульт учителя 2" 1967-1987-2007 на
главную \ Пульт учителя
(в ожидании сообщника \ Бугринов \ Пекер \ физика кувалды \ первый пульт учителя \ юбилеи…) \ Пульт учителя 2 (псевдопрофессии \
хотите сами? \ липа) \ Медаль
(Идея новинки \ предтеча – супер-класс
\ Несправедливость наград
\ Николай 1) \ Пульт учителя 3 \ Откуда
такое имя? (30 лет спустя \ помощь и социум \
рыба тухнет с головы \ После школы \ одиночество
в муравейнике) \ Мягкость
в ущерб ребристости (каламбур \ рёбра и жилы \ язык \ конструктор программиста-любителя) \ о радиопитании приборов \ это нам не задавали \ размышления о создании мира
\ копии для Резервной библиотеки |
||||
Ссылка на сайт,
автора книги и идей, публикуемые на сайте издания при цитировании или
перепечатке – обязательна.
Коммерческое переиздание без согласования с автором
и редакцией – запрещается.
Ждём
отзывов международных правозащитных организаций, юристов, политиков, руководителей
стран и парламентов,
влиятельных
людей, работников служб социальной защиты.
E-mail: fogrin@rambler.ru
Предупреждение: Почтовые
адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций. Использование адресов
электронной и обычной почты для
рассылки рекламного или иного информационного мусора будет наказываться.
Обновление:
03-03-2013kn
[1] Гражданская инициатива родилась вместе со мной, впиталась с молоком матери, усилилась мудростью
окружавших простых людей. Это основа жизни личности, не желающей быть чьим-то рабом,
сотворчеству в обществе. Развитие этих инициатив описываются на этом регулярно пополняющемся
сайте.
[2] Мной создана система отношений, не позволяющая подменять волю народов волей вождей или
чиновников. В воле народов – время и пространство внедрения этой системы. Описанию этой системы
отношений посвящена часть публикаций сайта.
[3] Маресьев мне запомнился пьянствующим председателем московских ветеранов, зазывающий их в 1990-е
на скупку акций в общество, где его сажали в президиум для авторитетной приманки. Ему, может, что-то
и компенсировали, а нас всех "раздели", оставили без гроша. Он (как и др. герои войны, генералы) был в
президиумах собраний, агитировавших за реформаторов, приватизировавших общенародную
собственность. И меня к себе на приём он не допустил ни разу. И навряд ли прочёл хоть один мой проект
к реформам.
[4] Это очень много! Не забывайте, что блокады за непохожесть бывали до полного истязания незаурядных
личностей, а иногда и до их изоляции в тюрьмы или лечебницы для сумасшедших ("психушки").
[5] Смотри в разделе моих публикаций "ВЕЧНЫЕ СТУДЕНТЫ" рассказ "Мозаика гражданина".
[6] Увы, таблички или хотя бы грамоты об этом у школы нет. Кабинет варварски разгромили после ухода
Козлова из школы.
[7] Известно, что многие пособия для преподавания разных наук в школах были, но не использовались.
[8] Ибо для этого мало нагрести по городу и химкомбинату электроэлементов без всяких документов. Надо
ещё найти таких энтузиастов монтажа! Ибо никто официально это не сделает, а сделанное – "не примет"
с подписанием нужных "актов".
[9] Школе потом дали какую-то грамоту за супер-кабинет, но не дали денег для продолжения творчества
энтузиастов…
[10] Не для многих секрет, что в класс "А" отбирали не только отличников, но глядели на значимость их
родителей. В класс "Б" – слабее ученики и родители. Ну, а в "В", "Г", "Д" – хуже, хуже и хуже…